Вскрытие показало, что покойный был живее всех живых
4 июля 2007 года

Процедура утверждения исполнения бюджета за прошлый год по смыслу схожа с патологоанатомическим вскрытием: субъекта, прекратившего свое земное бытие, детально исследуют, чтобы его пример мог стать наукой для тех, кому еще можно помочь. Различие же в том, что медицинское вскрытие достигает этой цели, а финансовому в Татарстане это ни разу не удалось.

Каждый год глазам сторонних наблюдателей предстает загадочный жизненный цикл. Все выглядит так, словно субъект, именуемый годовым бюджетом РТ, начинает свою жизнь жалким дистрофиком под отчаянные крики людей в белых воротничках из минфина ("Состояние очень тяжелое!"), а кончает ее при явных признаках ожирения. Финансовое вскрытие уже не раз показывало: причина потрясающих итоговых сверхплановых доходов бюджета кроется в исходном занижении прогнозных показателей. Смысл этого также не является загадкой: сверхплановые доходы исполнительная власть может распределять по своему разумению, даже без символического предварительного совета с законодателями.

Несмотря на то что эти симптомы всесторонне изучены и способы лечения хорошо известны, в каждом новом бюджетном году ситуация воспроизводится в Татарстане с почти абсолютной точностью. Вот и в законе о бюджете-2007 доходы запланированы в размере всего 55,8 млрд. рублей, хотя к моменту принятия этого закона уже было известно, что еще в 2006 году в бюджет республики поступит более 70 млрд. рублей.

Так, сферой, где ежегодно фиксируются самые значительные отклонения прогнозных данных от реальных, традиционно является цена на нефть. Когда в 2005 году в Минфине РТ верстали бюджет на будущий год, средняя экспортная цена на нефть марки Urals составляла около 53 долларов за баррель. Но в бюджет-2006 заложили цену 38 долл./баррель. А на самом деле средняя цена в прошлом году превысила 61 долл./баррель. Итого отклонение составило 60,8 процента! Если бы оно было показателем уровня аналитической мощи нашего минфина... но причина тут, понятно, не в аналитике, а в политике.

Разумеется, с практической точки зрения бюджет интересен не доходами, а расходами. Во-первых, интересно, насколько ритмично в бюджетную сферу передаются деньги, поступающие в закрома республики. Логика равномерного бюджетного процесса предполагает, что в течение каждого квартала надлежит израсходовать примерно 25 процентов от годового лимита - фактически же в первом квартале бюджетным сферам удалось получить в среднем лишь 13 процентов, зато в последнем - сразу 41 процент от годовой потребности. Причем на самый последний месяц года пришлось 16,6 процента всех годовых расходов (в два раза выше нормы)! Несложно представить, насколько осмысленно тратятся деньги, когда перед бюджетополучателями стоит специфическая задача - успеть потратить, ведь деньги на счете, не израсходованные до конца года, считай, пропали...

Однако доходы в бюджет поступают куда более равномерно, где же они таятся до часа Х? Возможно, разгадка этого казуса в том, что именно в 2006 году была впервые предусмотрена возможность размещения "временно свободных средств" бюджета на банковских депозитах. Одни лишь проценты от этой операции за год составили около 474 млн. рублей.

Особенно примечательно, на какие бюджетные сферы и ведомства в прошлом году пролился основной поток нежданной благодати - 24,5 млрд. рублей, полученных сверх первоначально запланированного дохода бюджета-2006. Сельскому хозяйству досталось на 111,1%, т.е. вдвое больше запланированного объема финансирования, физкультуре и спорту - на 317,7%, коммунальному хозяйству - на 512,5%, т.е. вшестеро больше планового лимита. Функционирование президента РТ и Госсовета в 2006 году обошлось почти в полтора раза дороже запланированного, а функционирование правительства - в два с четвертью раза дороже, т.е. в 156,3 млн. рублей вместо 69,6 миллиона.

Однако абсолютным рекордсменом по освоению сверхплановых средств среди республиканских ведомств является министерство транспорта и дорожного хозяйства. Именно оно в реальности получило на 1539 процентов, т.е. в 16 раз больше денег, чем предполагал утвержденный Госсоветом закон о бюджете-2006! Интересно, что именно на примере функционирования в прошлом году татарстанской сферы дорожного строительства Счетная палата опробовала новую программу аудита эффективности бюджетных трат - показатели неэффективности зашкалили за пределы, допускаемые приличиями...

Вот и в законе о бюджете-2007 доходы запланированы в размере всего 55,8 млрд. рублей, хотя к моменту принятия этого закона уже было известно, что еще в 2006 году в бюджет республики поступит более 70 млрд. рублей.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"